Ремонт реле регулятора мотоцикла

Категория: Мотоцикл Опубликовано: 08.12.2016 23:22

Ремонт реле регулятора мотоцикла — этому посвящена страница этого сайта. Читайте также статьи по теме:

Содержание


Как проверить реле-регулятор скутера?

Методика проверки регулятора напряжения скутера

Так уж устроены китайские скутеры, что у них частенько сгорает реле-регулятор, который ещё называют регулятором напряжения. Регулятор напряжения представляет собой электронную схему с 4 выводами для подключения в электросеть скутера.

Неисправность регулятора напряжения приводит к очень плачевным последствиям:

Сначала выгорают лампы подсветки приборной панели и центральная лампа ближнего/дальнего света. Происходит это по причине того, что напряжение от генератора не ограничивается на уровне 12 вольт, что приводит к тому, что на лампы поступает завышенное напряжение от 16 до 27 вольт и выше. Напряжение, подаваемое на лампы, гуляет и зависит от оборотов двигателя. Даже на холостом ходу лампы светят так, что ослепляют, хотя должны светить в половину своей максимальной яркости.

Если не устранить неисправность регулятора напряжения и оставить всё как есть (многие так и делают просто ездят без света), то со временем выходит из строя аккумуляторная батарея, так как напряжение её зарядки превышает допустимое. При неисправном регуляторе напряжения на аккумулятор поступает напряжение более 15 вольт, тогда как штатное напряжение зарядки должно быть в пределах 13,5 14,8 вольт. Всё это приводит к тому, что аккумулятор начинает течь кислота начинает просачиваться сквозь клапаны. Это заметно невооружённым глазом. И хотя при восстановлении штатного режима заряда аккумулятор восстанавливает свою работу, но срок его службы резко уменьшается.

Также при неисправном регуляторе напряжения аккумулятор перестаёт правильно заряжаться и теряет свою ёмкость. Поэтому завести скутер с кнопки не удаётся. Приходиться заводить с кикстартера.

Думаю, теперь понятно, как важно вовремя заменить неисправный регулятор напряжения на китайском скутере.

Как же проверить регулятор напряжения на скутере? Лучше всего (и надёжней) сделать это не демонтируя сам регулятор напряжения. Нам понадобится любой мультиметр с функцией вольтметра. Подойдёт любой рядовой DT-830 или аналогичный. Что необходимо сделать? Нужно замерить напряжение на выходе регулятора напряжения.

Все измерения проводились на китайском скутере ABM Storm L ZW50QT-16 .

Чтобы добраться до реле-регулятора откручиваем передний обтекатель, в котором установлена центральная фара. Находим там на раме коробочку с 4 выводами: красным. зелёным. жёлтым и белым .

Ставим скутер на подножку и заводим его. Через некоторое время работа двигателя стабилизируется на холостом ходу. Далее замеряем напряжение между зелёным и красным проводом. Мультиметр ставим в режим измерения постоянного напряжения на предел 20V. Вот взгляните, как это можно сделать.

На дисплее должно отобразиться напряжение около 14,6 — 14,8 вольт, как на фотке. Это нормальное, штатное напряжение.

Затем нам нужно замерить напряжение, которое поступает на осветительные лампы. Напряжение на центральную лампу дальнего/ближнего света подаётся не постоянное, а переменное (пульсирующее), поэтому переключаем мультиметр на режим измерения переменного напряжения 20V. На мультиметре, которым пользовался я (Victor VC9805A+ ) нужно для этого нажать кнопку DC/AC (A lternating C urrent переменный ток). После этого замеряем напряжение между зелёным и жёлтым проводом. Просто переставляем щуп с красного на жёлтый провод, так как зелёный провод это общий провод в электросети скутера.

На дисплее мультиметра должно показаться напряжение в районе 12 вольт. У меня показало 11,4 11,6 вольт. Это нормально, так как скутер работает на холостых. Если есть помощник, то можно попросить его чуть погазовать, чтобы увеличить обороты двигателя и, следовательно, напряжение с генератора. В любом случае напряжение не должно сильно меняться и находиться в районе 12 вольт.

Это был замер напряжения на выходе исправного регулятора напряжения (реле-регулятора) .

А теперь посмотрим, что покажет вольтметр при замере напряжений на выходе неисправного регулятора напряжения скутера.

Вот замер напряжения между красным и зелёным проводом. Должно быть не более 14,8 вольт. А на деле все 15,9 — 16 вольт. И это на холостых! Регулятор не работает.

А это напряжение между зелёным и жёлтым проводом. Вольтметр показывает 16,3 вольт переменного напряжения! Не многовато ли для лампочек, которые рассчитаны на 12 вольт? Конечно, дофига.

Если чуток газануть, то можно увидеть, как напряжение резко подскакивает до 27 вольт! От такого кошмара лампы выгорают, как спички. Напомним, что лампа ближнего/дальнего света и лампы подсветки питаются переменным напряжением, которое ограничивается регулятором напряжения. Напряжение снимается с генератора и по проводу в жёлтой изоляции подаётся на включатель освещения и переключатель ближнего/дальнего света.

Если у вас такие показания, то меняйте регулятор напряжения на новый. Стоимость его на момент написания статьи была в пределах 300 500 рублей.

При диагностике и ремонте электрооборудования, вам, возможно, понадобиться электрическая схема скутера .

12-вольтовая система электрооборудования на мотоциклах позволяла решить одним махом множество проблем. При тех же габаритах генераторов удалось практически в два раза увеличить их мощность. Появилась возможность применить на мотоциклах те же оптические элементы фар головного света, что и на автомобилях, а это не только экономически целесообразно, но и весьма выигрышно для безопасности движения, поскольку наконец-то мотоциклисты получили в свое распоряжение хороший яркий свет.

Объект номер один — аккумулятор. Что греха таить, его долговечность нередко уступает сроку службы 6-вольтового. И виной тому — не генератор, тут как раз все в порядке, на него нареканий нет. Больше всего жалоб вызывает работа реле-регулятора, который главным образом определяет энергобаланс.

Контроль же за состоянием взаимоотношений между генератором и батареей водитель осуществляет по-прежнему только по красной лампочке. А она при наличии выпрямителя зачастую оказывается скверным помощником и просто вводит в заблуждение: реле-регулятор испорчен, а лампа «молчит”. Последствия возможны любые: от полной разрядки батареи до перегорания ламп, выкипания электролита и раз герметизации катушек зажигания.

Чтобы контроль был более полным и объективным, я бы посоветовал купить амперметр автомобильного типа с нулем в середине шкалы и установить его на мотоцикл. На ИЖах, оборудованных панелью ИЖ-КП-104, амперметр нужно включить в разрыв голубого провода, который находится в пятиштырьковом разъеме, подходящем к панели (не перепутайте — в другом разъеме шесть проводов, это не то!). Можно, конечно, включить амперметр и по-иному: в разрыв провода, идущего от клеммы «+» аккумуляторной батареи в сеть или, точно так же, — в разрыв провода, соединяющего клемму «—» с корпусом мотоцикла. Но в этом случае просто понадобится более длинный провод. Главное — амперметр должен быть включен последовательно в цепь, чтобы через него проходил весь ток.

Хорошим средством контроля является и вольтметр со шкалой до 15 или даже до 30 В. Желательно, конечно, использовать малогабаритный прибор. Включать его нужно «в параллель» между красным (или розовым) проводом («+” вольтметра) все того же пятиштырькового разъема и «массой” мотоцикла («—” вольтметра) или между проводом, идущим от центрального переключателя к катушке зажигания («+”), и корпусом мотоцикла («—”).

Напряжение хорошо заряженного аккумулятора при пуске двигателя не должно уменьшаться ниже 12 В, а при работе двигателя не должно превышать 15 В. Чтобы проще было следить за этими значениями, рекомендую нанести на шкалу прибора цветные метки: зеленый сектор — в указанном диапазоне, красные — левее и правее.

Ну а что делать с неисправным реле-регулятором?

В «добрые старые времена”, когда использовались механические приборы, все было просто. С электроникой куда сложнее.

Во и тут начинать надо с самого электроментарного. вскрыть прибор и внимательно осмотреть монтаж. Возможно, из-за вибрации просто отвалился какой-то элемент схемы. Тогда достаточно пропаять соединения, чтобы работа регулятора восстановилась. Оторвавшуюся деталь лучше закрепить после пайки (лаком, эпоксидной смолой и т. п.), она не должна болтаться.

Если обнаружите обгоревшие места (почерневшие) или пропайка не дала результата, можно проверить схему, воспользовавшись рекомендациями, приведенными в статьях «Электроника на ижевских машинах”, опубликованных в №№ 5 и 6 журнала за 1984 год. Но можно поступить и по-иному — найти подходящую замену. Допустим, автомобильное реле.

В последнем варианте придется изготовить выпрямительный мост, как показано на рис. 1, и собрать соответствующую схему.

Выпрямительный диодный мост (ДМ) составлен из шести полупроводниковых диодов, рассчитанных на прямой ток не менее 10 А: таких, как Д305, Д214, Д242, В10, Д231 и др. Можно использовать диодные сборки ВА-10 от старого блока БПВ 14-10 или выпрямительную «подкову” от автомобильного генератора Г250, Г221 и др.

Итак, мост есть. Значит, трехфазный переменный ток преобразовав в постоянный. И теперь нужен реле-регулятор.

Использовать морально устаревшие приборы типа РР24, РР350 и РР362 вряд ли стоит (хотя бы из-за их габаритов). Предпочтительнее РР380, РР310, 221.3702. В этом случае «+” выпрямительного моста соединяется с клеммой Х8 в разъеме к штатному блоку БПВ 14-10 в с клеммами «+» (или «ВЗ”, или «15” — в зависимости от типа) регулятора; клемма «Ш” (или «67”) соединяется с контактом XI (черный провод). Не забудьте надежно соединить корпус реле или клемму «М” с «массой” мотоцикла.

Реле РР310, РРЗЗО и РР380 — механического типа, они могут быть отрегулированы тем же способом, как об этом говорилось в предыдущей статье. С одной поправкой: все числовые параметры напряжения умножайте на 2.

Реле типа 221.3702 — электронный прибор. Его регулировка без специальных приборов невозможна. Из перечисленных регуляторов только РРЗЗО имеет клеммы для подключения контрольной лампы. В этом случае клемму «ЛК” соединяют с клеммой Х2 (голубой провод), а ХЗ (серый провод) — с «минусом” диодного моста или «массой”.

Если же подключить простым способом контрольную лампу нельзя, ток заряда нужно контролировать по амперметру или вольтметру, как об этом было сказано выше. А чтобы горела и лампа, нужно воспользоваться подходящим электромагнитным реле, которое срабатывало бы при напряжении около 13 В. Включить в цепь его нормально замкнутых контактов контрольную лампу совсем просто — см. рис. 2.

Возможен, наконец, и третий вариант. Если нет готового подходящего реле, можно собрать несложную схему и подключить ее (рис. 3). Здесь используются транзисторы типа МП13—МП16, МП39—МП42, МП25—МП26 и другие, имеющие структуру рnр. Более точно подобрать напряжение срабатывания схемы можно, включив один— три небольших диода VД1 последовательно со стабилитроном VДЗ. Подойдут диоды типа Д220, Д223, Д226 и другие. Можно использовать те же стабилитроны Д813 и Д814, но включенные обратной полярностью, нежели основной стабилитрон VД2.

Еще одним сложным узлом 12-вольтовой системы является реле указателей поворота. Оно выходит из строя, как свидетельствует опыт, чаще всего из-за обрыва конденсаторов МБМ 1 мкф 160 В. В этом случае ремонт простой.

Иногда выходит из строя транзистор П210, укрепленный на корпусе реле. Это происходит в основном из-за неполадок в реле-регуляторе (повышенное напряжение) или из-за неисправностей в фонарях и проводке (короткое замыкание).

Что касается электропроводки, то к ней относятся те же требования, что и к 6-вольтовой. Но с одной поправкой: большое количество разъемов пропорционально увеличивает вероятность отказов. Все соединения нужно хорошо заизолировать, чтобы гарантировать от попадания влаги.

Реле регулятор для мотоцикла

Мотоциклетная техника снащена большим количеством механизмов, которые ежедневно во время мотосезона должны работать качественно и бесперебойно. Работа всех систем и узлов мототехники должна в обязательном порядке регулироваться, чтобы мотоцикл рано или поздно не вышел из строя и не превратился в груду металла. Для этого существует определенный механизм под названием реле регулятор. Они применяется для того чтобы напряжения для движения мотоцикла подавалось определенного уровня.

Как действует реле регулятор для байка

В норме напряжение, которое подается в бортовую цепь любого мотоциклетного устройства, не должно превышать двенадцати вольт. Однако генератор способен выдавать более высокий уровень напряжения. Обычно он составляет от восьми до сорока пяти Вольт. Если такое напряжение будет регулярно подавать, что вся мотоциклетная электроника может выйти из строя. Мотоцикл превратится в груду металла. Именно для защиты от перебоев в напряжении на мототехнику устанавливается реле регулятор для мотоцикла.

Реле регуляторы устанавливаются на все мотоциклетные средства передвижения импортного производства. Роль реле регулятора является колоссальной. Благодаря нему можно избежать дорогостоящего ремонта мототехники. К тому же все системы гарантированно будут работать как отлаженный механизм и долгое время не выйдет из строя по причине сбоев в подаче напряжения к бортовым сетям мотоцмкла.

Что делать, если реле регулятор сломался


Иногда происходит ситуация, когда реле регулятор становится неисправным. В этом случае нет необходимости паниковать. Очень важно предпринять определенные меры для того, чтобы не дать всем системам мотоцикла выйти из строя.

Для начала необходимо срочно отключить данное устройство от генератора и от аккумулятора, чтобы они не вышли из строя. Напряжение будет подаваться попеременно.

Главное только обратить внимание на то, чтобы генератор не вышел из строя. В этом случае напряжение будет подаваться от аккумулятора, где есть вероятность того, что он начнет выкипать и увеличиваться в размерах. В результате получится взрывоопасная ситуация.

Схема реле ругулятора мотоцикл показывает его устройство. Благодаря этому можно разобраться с тем, как его отремонтировать и осуществить подключение.

В каких случаях можно ездить на мото без реле регулятора

Ездить без реле регулятора не рекомендуется. Однако, бывают ситуации, когда он выходит из строя. На его восстановление требуется большой временной запас. Поэтому многие мотоциклисты не дожидаются проведения ремонта и рискуют отправляться в поездки без наличия данного устройства. Специалисты относятся к таким рискованным поездкам скептически и рекомендуют ездить безе реле регулятора если:

  • аккумулятор имеет абсолютно полный уровень заряда,
  • аккумулятор находится в идеальном исправном состоянии,
  • реле регулятор должен находиться в отключенном состоянии.

Мотоциклы Иж, Урал, Днепр, Минск, Восход — ремонт, тюнинг, фото

Меню клуба

Общие темы

Мотоциклы ИЖ

Мотоциклы МИНСК

УРАЛ и ДНЕПР

Партнеры клуба

Мы VKontakte

Разное

On-Line

Наши Конкурсы

Немного по теме

Ремонт реле-регулятора мотоцикла

Информация

через пару недель я думаю доделаю мотоцикл. на счет стиля я не думаю что получится кросс,мне нравятсь все от стока до самого невероятного тюнинга. Мотоцикл это для души и делаю я его не конкретно в какомто стиле а в как я хотелбы видеть свои иж.

-Smit- Если уж делать кроссовый, я бы лично посоветовал бы брать заднее колесо со ступицей от Восхода(16 дюймов) или Минска(18 дюймов).Ижевские не подходят, а на более-менее приличное от ИЖ ПС сам понимаешь Ети 3 варианта имеют реактивную тягу и тормоза слева (кроме ПСа) и звезде нечего не мешает. серый 03 ты б замутил по возможности и водяное охлаждение еще, если будет возможность. А так, ждем продолжения Цитата: серый 03интересно чем она ослаблена и знаетеле вы где у этой рамы слабые места? под движком спереди, зде развилка — там частенько лопается. Хотя у меня на Планете оно ни разу не подвело, а на Юпитере опять нада варить. На другой раме Юпака(дядин был когда-то) оно сразу заварено норм, по сей день норм, буду на нее юпитер перебирать

Цитата: airanhairКто нибудь знает можно ли регулировать качество холостого топлива на микуни? посмотри здесь http://moto-planeta.ru/motominsk/dvigatelminsk/12940-power-wing-v-karbyurator-minska.htmlнужно сделать такую фигнюшу в микуни — будет ваще агонь на всем рабочем диапазоне

Приветствую! Ребята пожалуйста розтолкуйте мне как должен работать карбюратор Микуни. Получается купил карбюратор. когда краник открыт снизу льётся бензин. а когда заведу, то пропадает! Это его работа такая? А если откроет краник кто то весь бензин за ночь и уйдёт! Или это игла не держит? По этому и льётся через верх? Я знаю на К62 если льёт, то льёт, хоть заводи хоть нет, всё равно бежит! Подскажите пожалуйста!

Цитата: LOSTэти ксеноны в глаза так бьют,что с ума сойти можнопожалей встречный транспорт — ВКЛЮЧИ БЛИЖНИЙ а так, поставте галогенку,- и светит норм, и гайцы не трогают

Цитата: izhakkМотоцикл не машина. его можно откатить с дорогиЦитата: lex122можно, а если темное время суток? вкл аварийку и сразу видно другим водителям что у тебя проблема.было у меня когда-то такое. решыли ночью с другом ( ну, уже ) пролететься на его Ю-5 с коляской в центр. На дворе ночью минус 5, дорога- гололед, еще посреди главно дороги заглох с*ка. а с букса не заведеш — плывет. тогда как-то и хочется аварийку на всяк пожарный т.к. не знаешь, кто трезвый за рулем та такая дорога. Цитата: Me and motorcycleкак тебя выручал стоп-двиг.Цитата: Me and motorcycleПо поводу необходимости такой функции даже где-то ветку создали с опросом — пользуетесь или нет. Так там 50% сказали что не пользуются, 25% попросили объяснить нах она вообще нужнаНЕ ДАЙ БОГ троссик газа заест на приличной скорости, тогда все пригодится, если не смертник

Цитата: -Smit- -Smit- Дружище, еще такой вопросик, — ты раму перед покраской полностью до блеска драл, или где ржавовата зачистил, прогрунтувал и перекрасил? и не подскажешь, чем ее так зачищать, ато наждачкой — секас, а большой болгаркой страшновато, боюсь прорезать нах

Sorin.56 Игорь! На Чугунке уже к сожалению не смогу. На неделе Чугунок уехал в Дядьково к новому владельцу. Напоследок выдал. На глазах у изумленной публики со своим чух-чух заехал надвухметровую насыпь градусов 60. А потом съехал в кузов Газели.Так-что сверлить трубки буду уже на Большом. Так сын называет Днепра из-за ветровика. А Чугунка он называл маленький мотоцикл, несмотря на его габаритность и по длине на 110 и по ширине на 80 мм.

Ну так просверли каналы к эмульсионные трубкам,работать двиг лучше будет

-Smit- Смит! Заводка от поднятых обогатителей и полузакрытой заслонке от воздухозаборника — нижниклапанник — что делать. Нагрев 2-3 минуты и всё ХХ- отлично при любом нагреве и режиме к-68 держит. Набор оборотов с полной загрузкой только с монеткой — или нет приёмистости. Имульсионная трубка не сверлина — поэтому проблема К-68 — при резком открытии дросселя провал или глохнет конечно осталась. Свечи после поездок 25-35 км в норме, как по книжке.

Классно выглядит. Как только эти карбюраторы настроил? Там же дифузор больше чем надо. Во всех режимах хорошо тянет?

МК Михаил! Фраза относится именно к мотоциклу, т.к. именно такие как у тебя уралы стояли зарывшись по кабину в Брянских лесах, а Чугунок с цепяпи на заднем колесе возил этих горе водителей за тягачами. Старший не смысле БОЛЬШЕ, а смысле ЛУЧШЕ, для своего дела!Что касается второго номера, то как может заметил крепление под него имеется. осталось дело только за эстетическим и техническим решением. Так, что не переживай.

Приветствую! Ребята пожалуйста розтолкуйте мне как должен работать карбюратор Микуни. Получается купил карбюратор. когда краник открыт снизу льётся бензин. а когда заведу, то пропадает! Это его работа такая? А если откроет краник кто то весь бензин за ночь и уйдёт! Или это игла не держит? По этому и льётся через верх? Я знаю на К62 если льёт, то льёт, хоть заводи хоть нет, всё равно бежит! Подскажите пожалуйста!

Приветствую! Ребята пожалуйста розтолкуйте мне как должен работать карбюратор Микуни. Получается купил карбюратор. когда краник открыт снизу льётся бензин. а когда заведу, то пропадает! Это его работа такая? А если откроет краник кто то весь бензин за ночь и уйдёт! Или это игла не держит? По этому и льётся через верх? Я знаю на К62 если льёт, то льёт, хоть заводи хоть нет, всё равно бежит! Подскажите пожалуйста!

F.F. Preobragenskiy Алексей! Спасибо за пожелания!

Замечательно! Творческих успехов в поэзии и ремонте совмото.

Я однажды вернусь.Одуревши о боли и горя.За моею спиной пыль дороги Уставшее море.Мне прощения нет, но и я никого не прощаю.Что с мальчишеских лет смерти ждал. её упиваясь.Не гадюка змея и не пуля свинца не поможетПрекратить путь земной разве Бог только сможет.А пока распрощавшись с закатом и небом широкимСхватив ветер за гриву, не желая быть одинокимВидно доля моя быть изгнанником в мире жестокомИ обиду тая проберусь я как волк одинокийВ отчий край где давно упавая на древнего БогаЖдут меня мать с сестрой у Родного порогаЯ вернусь.

MIX-555,Да причем тут лошадки. Я говорю про расовоневерное сравнение. Касик с двухтактником вообще смысла нет сравнивать. Ездил на всём если чо.Да и шутка это была.С уважением.Стихи есть?

F.F. Preobragenskiy Алексей! На счёт тяжелого руля смотрим положение рулевого демпфера, если конечно он есть на Соло и состояние подшипников в рулевой колонке.Вывесили переднее колесо, пошатали вилку вперед-назад при полностью окрученном демпфере. Болтается — или тянем гайки или меняем подшипники — всё по состоянию. Если затянул и при вращении ощущается хруст и подклинивание и перекатывание шариков — меняем опорные подшипники.На счет спидометра. Первое соответствие спидометр-коробка-главный редуктор. Если всё от разного, то может быть всё что угодно. Проверили соединение хвостовика тросика в коробке, отсутствие стружки. Провернули тросик от руки, если не чувствуем заеданий, то всё назад. Регулировки спидометра уже не помню. То что там винт вращаешь опломбированный и окрашенный. то это точно.Цвет побежалости — это перегрев колена горячими газами, как правило это или бедная смесь, или очень раннее зажигание. Если сейчас перегрева котлов при нормальном трафике не наблюдаеся — то проблема была устранена. Me and motorcycle Андрей! Спрячь кардан под лавку! К-750 с головами от М-72 — 24 лошадки, у Кахи с родными головами -28 лошадок. У Хлопушки -17, у Бубенца (Юпака) в разных модификациях — 24-28 лошадки.С Уважением.

Цитата: F.F. Preobragenskiyпришли к выводу что эксплуатировать совмото с каждым годом все трудней. Лучше избавиться и купить что нибудь современное.Да, заводов нет, запчастей все меньше и меньше из сараев достают.Цитата: MIX-555 Мощи в нем, даже на одиночке, чуть больше чем у Хлопушки (Планеты).Карданом тебе полагается за такое сравнение MIX-555,У тебя большие стихи есть? Выкладывай.

Я тоже не так давно купил Урал Соло. Еще не сложил о нем впечатления. Сам по себе тяжелый и тяжелый руль. И кстати вопрос к специалисту; сильно врет спидометр (+40-50 км/ч). Это привод или сам спидометр. И от старого хозяина правое колено глушителя цвета побежалости. Насколько серьезно?

Последние сообщения на форуме: 1

Поиск по сайту

Ваше мнение

Новые фото галереи

Случайное фото

ТОР новости

RSS лента

Яндекс Виджет

Счетчики


Реклама

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

На мотоциклах электроэнергия требуется для питания приборов зажигания, ламп, звукового сигнала, стартера и приборов специального назначения.

Источником электроэнергии на мотоциклах является генератор постоянного тока с реле- регулятором напряжения или генератор переменного тока, а также аккумуляторная батарея и магнето.

На большинстве мотоциклов основным источником электроэнергии служат генераторы постоянного или переменного тока с номинальным напряжением 6 в, вспомогательным — аккумуляторная батарея. Двенадцативольтовое электрооборудование применяют редко.

Магнето является специальным генератором тока высокого напряжения. Магдино называются магнето и генератор (динамо-машина), скомбинированные в одном приборе. Применяются магдино с генератором постоянного тока и упрощенные магдино с генератором переменного тока. Генератор переменного тока, непосредственно соединенный с расположенной вне его катушкой зажигания, иногда называют магнето с выносной катушкой зажигания или магдино переменного тока. В генераторах и магнето механическая энергия превращается в электрическую.

Аккумуляторная батарея заряжается от генератора. Накопленной батареей электроэнергией питаются потребители, когда ток от генератора не поступает в электропроводку мотоцикла. Для контроля работы генератора постоянного тока применяют контрольную лампу и амперметр.

В зависимости от используемых источников электроэнергии, применяются различные системы электрооборудования. Еще недавно на большинстве мотоциклов использовалась система электрооборудования с батарейным зажиганием, т. е. с генератором постоянного тока и аккумуляторной батареей. При такой системе электрооборудования обеспечивается мощная искра для воспламенения рабочей смеси, а также яркий свет фары и хорошее звучание сигнала, при всех скоростях движения мотоцикла и на стоянке. Однако, за приборами батарейного зажигания требуется квалифицированный профилактический уход. В настоящее время, в особенности на сравнительно недорогих мотоциклах, преобладает упрощенная система электрооборудования с генератором переменного тока и выносной катушкой зажигания без аккумуляторной батареи. Эта система обеспечивает вполне надежную искру, но свет фары и звучание сигнала гораздо хуже, а если двигатель остановлен, то эти приборы не работают. Однако вследствие того, что за генератором переменного тока; отличающимся простым устройством, почти не требуется ухода, а пуск и работа двигателя происходят без аккумуляторной батареи, система электрооборудования с генератором переменного тока и выносной катушкой зажигания получает все большее распространение. Кроме того, уход за такой системой электрооборудования несложен.

Магнето применяется преимущественно на спортивных мотоциклах. На большинстве мотоциклов преобладают системы электрооборудования с батарейным зажиганием и с генератором переменного тока.

ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА И РЕЛЕ-РЕГУЛЯТОР


Генератор

Работа генератора основана на явлении электромагнитной индукции. Если виток проволоки (рис. 80) 1 поместить между полюсами в магнитном поле, то при вращении виток пересекает силовые линии магнитного поля, вследствие чего в витке индуктируется электродвижущая сила (э. д. с.). Чем больше скорость изменения числа пересеченных в единицу времени силовых линий поля, тем больше э. д. с. Если цепь замкнуть, подключив лампу, то в цепи потечет электрический ток (лампа загорится).

Когда виток расположен вертикально, ток в цепи равен нул». При горизонтальном положении витка ток достигает максимума, потом Опять уменьшается до нуля, после чего меняет направление и снова достигает максимума и т. д. Такой ток называется переменным током. Если виток прикрепить к полукольцам 3 и 4, называемым коллектором, к которым прижаты щетки 2 и 5, то переменный ток преобразуется в постоянный, а генератор называется генератором постоянного тока. Для сглаживания пульсации тока во внешней цепи используют несколько витков и соответственно увеличивают количество пластин коллектора.

На рис. 81 показана схема генератора постоянного тока, устанавливаемого на мотоциклах. Его вращающаяся часть называется якорем. Магнитное поле генератора создается электромагнитами, которые намагничиваются током, вырабатываемым генератором. Обмотка электромагнитов называется обмоткой возбуждения генератора.

Обмотка возбуждения подключена к щеткам якоря параллельно. Генератор с таким параллельным соединением обмотки возбуждения и якоря называется шунтовым. На мотоциклах применяются только генераторы с параллельным соединением обмотки возбуждения.

Якорь 1 расположен относительно полюсного башмака 3 с небольшим зазором.

При первых оборотах якорь взаимодействует со слабым магнитным полем, создаваемым электромагнитом, вследствие остаточного магнетизма, и, сответственно в обмотке возбуждения генератора возникает небольшой ток. Но как только якорь начинает питать током обмотку возбуждения, магнитное поле усиливается, и после нескольких оборотов возбуждение генератора становится достаточным, чтобы при обусловленном числе оборотов он начал отдавать ток через щетки 2 во внешнюю цепь (потребителям) 5.

Напряжение генератора изменяется в широких пределах соответственно изменению числа оборотов коленчатого вала двигателя (примерно от 500 до 5000 об/мин). Для нормальной работы электрооборудования мотоцикла напряжение генератора должно быть стабильным. Чтобы не происходило недопустимого возрастания напряжения генератора с увеличением числа оборотов якоря, в обмотку возбуждения вводит добавочное сопротивление. Включение его осуществляется с помощью регулятора напряжения.

Генераторы различных типов выполнены по одной из двух, схем, отличающихвя по способу включения добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения. По первой схеме (рис. 82, а) добавочное сопротивление включено между концом обмотки возбуждения и массой, (генераторы Г-414 и Г-НА мотоциклов М-61, К-750, М-72, генератор Г-36М мотоциклов ИЖ-56, ИЖ «Планета», К-175, генератор Г- 36М2 мотоцикла ИЖ «Юпитер», а также генераторы мотоциклов Ява, генераторы типа Бош с Г-образным реле-регулятором и др.) По второй схеме (рис. 82, б) добавочное сопротивление включено между концом обмотки возбуждения и изолированной щеткой (генераторы Г-35, Г-36 прежних выпусков, а также генераторы типа Бош с двухъякорным реле-регулятором, генераторы мотоциклов ДКВ и др,).

На рис. 83 показан генератор Г-11A с эксцентричным расположением оси якоря, удобным для регулировки зазора между зубьями шестерен. Внутри стального корпуса 5 (статора) установлен прикрепленный винтами полюсный башмак 8, на котором помещена катушка обмотки возбуждения 9. Якорь собран из пластин 7 звездообразной формы, вырубленных из специальной стали. В пазах якоря уложена обмотка 3, которая прочно закреплена клиньями 6 и пропитана лаком. Провода ее не должны перемещаться при числе оборотов якоря, равном 6000- 10000 в минуту. Концы-проводов обмотки припаяны к пластинам (ламелям) коллектора 18, отделенным одна от другой изоляционным материалом.

Внутри якоря запрессована ось 16. Якорь установлен на шарикоподшипниках 13 в крышках 4 и 19 корпуса, скрепленных двумя стальными болтами 15. Угольные щетки 10 установлены с подвижной посадкой в щеткодержателях 17 и прижаты к коллектору пружиной 11. Для подключения в цепь щетки в нее заделан гибкий проводник. Для доступа к щеткам имеется отверстие, закрытое защитной лентой 20. Чтобы предохранить обмотки от попадания смазки, устанавливают сальник 2.

Генератор Г-414, предназначенный для тяжелых мотоциклов, устроен аналогично рассмотренному генератору, но мощность его на 30% выше (70 вт) и он может отдавать ток 10 а. У генератора изменено сечение обмотки и увеличены диаметр и длина якоря. В связи с тем, что мощность генератора увеличилась, а размеры его остались прежними, может возрасти его температура.

Для снижения температуры, например, автомобильные генераторы делают вентилируемыми, т, е. на валу якоря,устанавливают вентиляционные лопасти и воздух, проходя через корпус, охлаждает обмотки. В данном мотоциклетном генераторе вентиляции нет, поэтому он работает с несколько большей, чем прежний генератор, тепловой напряженностью.

Генератор Г-35 (рис. 84), а также генераторы Г-36, Г-36М, Г-36М1 и Г-36М2 шестиполюсные. Катушки на полюсных башмаках, скрепленные с корпусом винтами 4, соединены последовательно. Щетки 3 легкодоступны. Генераторы не имеют собственных подшипников. Якорь 5 закреплен болтом 2 непосредственно на коленчатом валу, а корпус 6 — болтами 1 на картере двигателя, поэтому такие генераторы иногда называют осевыми.

Реле-регулятор.

Реле-регулятором называют прибор, в котором объединены реле обратного тока и регулятор напряжения. Реле-регуляторы бывают электромагнитные и полупроводниковые. Полупроводниковые реле-регуляторы еще не получили широкого распространения и имеют высокую стоимость.

Реле обратного тока (рис. 85) служит для автоматического включения генератора в цепь, когда его напряжение становится больше напряжения аккумуляторной батареи, и отключения от цепи, когда его напряжение будет меньше напряжения аккумуляторной батареи. При отсутствии реле во время остановки или работы двигателя с малым числом оборотов коленчатого вала ток от аккумуляторной батареи пойдет через генератор и выведет его из строя.

Устройство реле обратного тока следующее. На панели 9 расположены ярмо 1 и электромагнит, на сердечник 2 которого намотаны две обмотки — шунтовая тонкая 3 и сериесная толстая 8, соединенные с входной клеммой 10. Ток, идущий через шунтовую обмотку реле, намагничивает электромагнит, при этом якорек реле притягивается к электромагниту. Подвижный контакт 5 прижимается к неподвижному контакту 6, соединенному с входной клеммой 7, и ток генератора через сериесную обмотку реле поступает к аккумуляторной батарее и потребителям.

При уменьшении числа оборотов коленчатого вала двигателя напряжение генератора и ток в шунтовой обмотке реле уменьшаются, а магнитное поле электромагнита реле ослабевает. Когда напряжение генератора будет меньше напряжения аккумуляторной батареи, ток из нее пойдет обратно в генератор через сериесную обмотку реле, создавая у электромагнита обратную полярность. При определенной величине обратного тока электромагнит окажется размагниченным.

Якорек 4, не удерживаемый электромагнитом, под действием пружины разомкнет контакты реле, прерывая путь обратному току из аккумуляторной батареи.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора на заданном уровне в пределах 6,5-8,5 в и, действуя как ограничитель тока, предохраняет его от перегрузки, автоматически включая добавочное сопротивление в цепь обмотки возбуждения и выключая его из цепи. Регулятор напряжения, входит в электрическую схему генератора, и поэтому работу регулятора напряжения и генератора рассматривают совместно.

На рис. 86 показана схема выпускавшегося ранее реле-регулятора РР-30. Реле- регулятор работает с генератором Г-35, который установлен на многих мотоциклах (рис. 84, г). Работа реле обратного тока рассмотрена выше. На электромагните регулятора напряжения (рис. 86) имеется тонкая шунтовая обмотка Ш (с параллельным возбуждением), толстая сериесная обмотка С (с последовательным возбуждением), корректирующая (выравнивающая) обмотка К. Кроме того, у электромагнита есть магнитный шунт 8 (рис. 87). В регуляторе напряжения находится дополнительное проволочное сопротивление обмотки возбуждения генератора.

При небольшом числе оборотов якоря генератора, пока напряжение его находится в заданных пределах, обмотка возбуждения соединена с изблированной щеткой 14 (см. рис. 86) регулятора напряжения через корректирующую обмотку К, контакты 10 и 9, ярмо регулятора, проводник, ярмо реле обратного тока, обе сериесные обмотки и проводку, соединяющую реле-регулятор и генератор. При возрастании напряжения сверх заданного предела якорек регулятора, притягиваясь к электромагниту, размыкает контакты 9 и 10. Когда контакты разомкнуты, обмотка возбуждения соединяется с изолированной щеткой генератора через корректирующую обмотку К, сопротивления 15 и 4 ом и далее обычным путем, как и при сомкнутых контактах.

Для уменьшения колебания напряжения генератора корректирующая обмотка и шунтовая обмотка включены по схеме, при которой ускоряется частота колебаний якорька регулятора напряжения. Вибрируя с большой частотой, якорек размыкает и замыкает контакты 9 и 10, т. е. включает и выключает дополнительное сопротивление, в результате чего, напряжение генератора поддерживается в заданных пределах.

Поэтому иногда якорек называют вибратором.

Ограничение наибольшего тока, вырабатываемого генератором, необходимо для защиты его от перегрузки. Оно автоматически осуществляется последовательным соединением сериесных обмоток регулятора и реле обратного тока, вследствие чего через них проходит весь ток нагрузки. При возрастании тока сверх заданного предела (примерно 7-8 а) сердечник электромагнита регулятора намагничивается настолько, что начинает притягивать якорек, контакты размыкаются и включается дополнительное сопротивление. При этом напряжение и величина тока генератора уменьшаются.

Магнитный шунт 8 (рис. 87) представляет собой пластинку из сплава железа и никеля, установленную около торца электромагнита, параллельно якорьку. Магнитная проводимость шунта увеличивается с понижением температуры. В летнее время влияние магнитного шунта на силовое поле электромагнита незначительно и якорек притягивается к нему при напряжении примерно 7 в. В зимнее время магнитная проходимость шунта увеличивается и часть силовых линий поля электромагнита замыкается через магнитный шунт и ярмо. Поэтому напряжение 7 в становится недостаточньщ для притяжения электромагнитом якорька. Для удержания его притянутым также требуется большее напряжение, чем летом. Таким образом, якорек будет притягиваться при более высоком напряжении, создаваемом генератором, что и требуется зимой для увеличения зарядного тока аккумуляторной батареи. Реле- регулятор РР-31А (рис. 88) предназначен для работы в паре с генератором Г-11А (см. рис. 83). Конструкция этого реле-регулятора в основном такая же, как и реле- регулятора РР-30 (см. рис. 86), но реле-регулятор РР-31А имеет Другие сопротивления и схему внутренней проводки. В реле-регуляторе РР-31А ярмо регулятора соединено с массой, а в реле-регуляторе РР-30 — с ярмом реле обратного тока. Вследствие этого внутренняя проводка этих приборов различная и они не взаимозаменяемы.

Обмотка возбуждения 11 (рис. 88) генератора соединяется с массой в регуляторе напряжения через контакты 7 и 8 и корректирующую обмотку К. Когда якорь генератора вращается с большим числом оборотов и напряжение генератора превышает заданный предел, якорек регулятора притягивается к электромагниту и размыкает контакты 7 и 8. При разомкнутых контактах обмотка возбуждения соединяется с массой через корректирующую обмотку К и сопротивления 50 и 7 ом. Работа реле- регулятора РР-31А происходит так же, как и реле-регулятора РР-30. Двухступенчатый реле-регулятор РР-302 (рис. 89) предназначен для работы с генераторбм Р-401 увеличенной мощности, устанавливаемом на тяжелых мотоциклах. Реле-регулятор сделан на базе широко распространенного автомобильного реле-регулятора РР-24, отличающегося большой надежностью в работе и длительным сроком службы. Реле- регулятор РР-302 может работать также с генератором Г-11А тяжелых мотоциклов вместо реле-регулятора РР-31А. Однако совместная работа генератора Г-401 с реле- регулятором РР-31А недопустима, так как он будет пepeгружен (его сериесная обмотка рассчитана на ток 6 а, а не на 10 а) и поэтому быстро выйдет из строя из-за обгорания контактов регулятора и перегрева обмоток.

Реле-регулятор РР-302 состоит из двух приборов: реле обратного тока и двухступенчатого регулятора напряжения. Реле обратного тока имеет две обмотки: шунтовую (тонкую) и сериесную (толстую); регулятор напряжения — три обмотки: шунтовую Ш, корректирующую. К и сериесную С. Добавочное сопротивление обмотки возбуждения 9 генератора расположено в реле-регуляторе (под панелью прибора).

Температурная компенсация осуществляется с помощью магнитного шунта (см. стр. 141). С понижением температуры часть силовых линий поля электромагнита замыкается шунтом и напряжение, необходимое для притягивания якорьков к электромагниту, возрастает. Для присоединения прибора имеются клеммы Б, Я и Ш, а сбоку для соединения с массой -т шинка с гайкой.

Реле-регулятор работает следующим образом.

Когда якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, контакты 1 т 2 реле разомкнуты, а двухсторонний контакт 8 якорька регулятора прижат пружиной к верхнему контакту 7, соединенному с массой. В этом положении обмотка возбуждения 9 генератора соединяется с массой через корректирующую обмотку К и контакты 8 и 7 регулятора.

С увеличением числа оборотов якоря генератора электрический ток, идущий через сериесные обмотки цриборов, намагничивает электромагниты. Сначала притягивается якорек реле обратного тока и контакт 2 замыкается с контактом 7, в результате чего электрический той поступает во внешнюю цепь; затем под влиянием возрастающего напряжения притягивается якорёк регулятора и его двухсторонний контакт 8 переходит в среднее положение. При этом в цепь обмотки возбуждения генератора и корректирующей обмотки включаются оба соединенные последовательно сопротивления 4,3 и 1,3 ом.

При дальнейшем возрастании числа оборотов якоря добавочного сопротивления недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела, якорек сильно притягивается к электромагниту, и двухсторонний контакт 8 прижимается к контакту 6, замыкая накоротко обмотку возбуждения генератора.

Напряжение генератора уменьшается и якорек регулятора возвращается в среднее положение или, отходя дальше, опять замыкается с контактом 7. Вибрируя, якорек с двухсторонним контактом поддерживает напряжение генератора в пределах 6,5-7 в.

При перегрузке генератора сериесная обмотка регулятора, дополнительно намагничивая электромагнит, ограничивает величину максимального тока генератора.

Реле-регулятор (рис. 90) коробки электроприборов П-35 мотоциклов К-55 и ИЖ-49 работает в паре с генераторами Г-35 и Г-36. Реле обратного тока и регулятор напряжения имеют общий электромагнит с тремя обмотками: шунтовой 14, сериесной 12 и добавочного сопротивления 13. Обмотка возбуждения генератора соединяется с изолированной щеткой через контакты 4 регулятора напряжения. При разомкнутых контактах обмотка возбуждения соединяется с изолированной щеткой через обмотку 13 добавочного сопротивления. Вибрирующий якорек 1 регулятора поддерживает напряжение генератора на заданном уровне. Сериесная обмотка 12 реле-регулятора обеспечивает работу реле обратного тока, а также, дополнительно намагничивая электромагнит при перегрузке генератора, вызывает включение добавочного сопротивления в цепь обмотки возбуждения и ограничивает величину максимального тока генератора. «

Двухступенчатый реле-регулятор СБ-32 (рис. 91) мотоциклов ИЖ «Юпитер»,’ИЖ- 5Д, К-175 и др. предназначен для работы с генераторами- Г-36М1 и Г-36М2, схема которых показана на рис. 82, а.

Реле обратного тока и регулятор напряжения имеют общий электромагнит с двумя обмотками: шунтовой Ш и сериесной С. Добавочное сопротивление Р для обмотки возбуждения помещено в генераторе на одном из полюсных башмаков.

Регулировка напряжения двухступенчатая. На якорьке 3 регулятора, изолированном от ярма 1, установлен двухсторонний контакт 5, соединенный с обмоткой возбуждения генератора. Когда двигатель не работает или работает с малым числом оборотов коленчатого вала, контакт 5 находится в состоянии покоя и прижат к левому контакту 4, соединенному с массой. При этом обмотка возбуждения соединена с массой непосредственно.

С увеличением числа оборотов якоря генератора 11 контакт 5, притягиваясь к электромагниту, переходит в среднее положение; при этом в цепь обмотки возбуждения вводится добавочное сопротивление Р генератора. Если включения добавочного сопротивления будет недостаточно для предупреждения возрастания напряжения генератора сверх заданного предела, то якорек 9 приблизится к сильнее намагнитившемуся электромагниту и замкнет контакт 5 с правым контактом 6, соединенным через ярмо реле-регулятора с изолированной щеткой генератора, т. е. закоротит его обмотку возбуждения.

При уменьшении числа оборотов якоря и увеличении нагрузки якорек с двухсторонним контактом стремится отойти налево в среднее положение и далее к контакту 5. Вибрируя, якорек 9 поддерживает напряжение генератора в заданных пределах, а при возрастании нагрузки, дополнительно намагничиваясь под действием сериесной обмотки, ограничивает величину максимального тока генератора.

Двухступенчатый реле-регулятор ИЖ-PPl мотоциклов ИЖ «Юпитер-2» и ИЖ «Юпитер-2К» предназначен для работы с генератором Г-36М8. Реле-регулятор не отличается от реле-регулятора РР-302. Генератор отличается от генератора Г-36М отсутствием добавочного сопротивления, которое расположено в реле-регуляторе.

Г-образный двухступенчатый реле-регулятор типа Бош (рис. 92), появившийся в конце 20-х годов, с двухступенчатой регулировкой напряжения, являющийся также и ограничителем тока, предназначен для работы с генератором, имеющим схему, показанную на рис. 82, а.

Этот регулятор установлен на мотоциклах Ява, ЕМВ, «Панония» и на других зарубежных мотоциклах. В приборе (рис. 92) имеется электромагнит с тонкой намагничивающей (шунтовой) и толстой (сериесной) обмотками и Г-образный якорек 5, управляющий тремя парами контактов. Контакты 22 и 23 относятся к реле обратного тока, а контакты 12 и 14, 15 и. 16 — к двухступенчатому регулятору напряжения. Г-образный якорек управляет контактами в следующем порядке. При приближении вертикального плеча якорька к электромагниту 3 под действием горизонтального плеча раньше у реле обратного тока освобождается пружинная пластина 26 подвижного контакта 23 и он, прижимаясь к неподвижному контакту 22, соединяет генератор с потребителями.

Этим рассматриваемое реле обратного тока также отличается от отечественных реле, в которых подвижной контакт прижат к неподвижному контакту электромагнитом. При дальнейшем движении вертикального плеча к электромагниту горизонтальное плечо якорька стойкой 25 нажимает на регулировочный винт 17 ввернутый в пластину 26 с контактами 14 и 15 и, перемещая ее, последовательно размыкает контакты 12 и 14 и смыкает контакты 15 и 16. Контакты 14 и 15 можно рассматривать как один двухсторонний контакт.


Если якорь генератора не вращается или вращается с малым числом оборотов, контакты реле обратного тока разомкнуты, а пружина с двухсторонним контактом, к которой присоединен конец обмотки возбуждения генератора, находится в состоянии покоя и прижата к нижнему контакту 12, соединенному с массой. В этом положений обмотка возбуждения генератора соединена с массой непосредственно. При возрастании числа оборотов якоря и достаточном возбуждении напряжение генератора увеличивается. При напряжении 6,2-6,6 в Т-образный якорек притянется к электромагниту, и контакты 22 и 23 замкнутся. С дальнейшим повышением числа оборотов сила притяжения якорька увеличится, и двухсторонний контакт займет среднее положение. Вследствие этого обмотка возбуждения генератора соединится с массой через добавочное сопротивление (первая ступень регулировки).

Если напряжение генератора все же превысит 7 в, то начнет действовать система второй ступени регулировки реле. При этом якорек ближе подойдет к электромагниту и замкнет двухсторонний контакт с верхним контактом 16, соединенным с изолированной щеткой генератора, т. е. закоротит обмотку возбуждения. Напряжение ценератора понизится, сила электромагнита уменьшится и двухсторонний контакт будет перемещаться вниз (в среднее положение и далее в исходное положение) к контакту 12. Двусторонний контакт отходит вниз также и при уменьшении числа оборотов якоря и увеличении нагрузки. Вследствие Вибрации двухстороннего контакта поддерживается напряжение генератора в пределах 7-8 в.

Несмотря на необычную конструкцию, Г-образный реле-регулятор с генератором мотоциклов Ява работает так же, как реле-регуляторы РР-З02 и СБ-32 с генератором Г- 36М.

Контрольная лампа и амперметр

Для контроля работы генератора применяют контрольную лампу и амперметр.

Контрольная лампа (рис. 93) загорается при включении аккумуляторной батареи (с помощью ключа зажигания) и гаснет, когда генератор замкнет контакты реле обратного тока и начнет давать ток во внешнюю цепь. Один контакт контрольной лампы соединен с цепью до реле, а другой контакт — после реле; нить лампы включена параллельно контактам и оботкам реле. Лампа загорается при разомкнутых контактах реле Вследствие того, что ток от аккумуляторной батареи проходит через ее нить (рис. 93, а). При замкнутых контактах-реле лампа не горит (рис. 93, б), так как ток идет через сериесную обмотку и контакты реле с малым сопротивлением, что равносильно соединению накоротко проводов на пути к лампе. Когда контакты обгорят или замкнутее неплотно, лампа не гаснет, а продолжает тускло гореть. Если постепенно увеличивать число оборотов якоря генератора, то можно заметить, что лампа гаснет не сразу. Это объясняется не недостаточной плотностью замыкания контактов, а тем, что лампа получает питание вследствие разности напряжений генератора и аккумуляторной батареи и по мере возрастания напряжения генератора эта разность уменьшается и понижается ток, идущий через лампу.

Для упрощения электросхемы один из контактов контрольной лампы подключают к замку зажигания, вследствие чего не требуется отдельного выключателя. Контрольная лампа автоматически загорается при включении зажигания (рис. 93, в) и гаснет при замыкании контактов реле. Контрольная лампа показывает, замкнуты или разомкнуты контакты реле. По ее сигналам нельзя узнать, достаточен или недостаточен зарядный ток аккумуляторной батареи.

Амперметр, включенный в электросеть мотоцикла, показывает величину зарядного тока, а также величину потребляемого тока, и позволяет более полно судить о работе электрооборудования (см. рис. 90).

Обслуживание

О неисправности генератора и реле-регулятора сигнализирует контрольная лампа.

В случае повреждения их контрольная лампа перестает гаснуть при увеличении числа оборотов коленчатого вала двигателя. Генератор перестает работать чаще всего вследствие нарушения электрического контакта коллектора со щетками или обгорания контактов регулятора напряжения.

При осмотре генератора выполняют следующие работы. Загрязненный коллектор промывают бензином и прочищают пазы между ламелями. Если на поверхности ламелей имеются задиры, то коллектор шлифуют мелкой шкуркой. Щетки должны без заеданий перемещаться в щеткодержателях загрязненные щетки промывают бензином. При уменьшении длины щетки более чем на одну четверть, повреждении крепления выводного провода и ослаблении из-за перегрева пружины щетку и пружину заменяют. Подтягивают винты крепления внутренней и внешней проводки генераторов; смазывают подшипники небольшим количеством смазки.

В случае необходимости снятия якоря генератора с коленчатого вала двигателя это производят с помощью съемника 1 (рис. 94) в виде болта и вспомогательного стержня 2. При ввертывании в резьбу якоря съемника он упирается через стержень в дно отверстия и якорь стягивается с конического конца вала. Так снимают якорь генераторов, установленных на двухтактных двигателях отечественного производства, а также якорь генераторов мотоциклов Ява, Бош и др.

Однако для снятия якоря некоторых генераторов съемник не требуется. Например; у двигателя Цюндап якорь снимается с коленчатого вала при отвертывании болта X правой и левой резьбой.

При осмотре реле-регулятора открытого типа, например реле-регулятора коробки электроприборов ПК-35 и П-37, его очищают от пыли струей воздуха, проверяют надежность закрепления проводов в клеммах, плотность установки крышки.

Реле-регуляторы закрытого типа следует вскрывать только в случае их отказа в работе. У этих реле-регуляторов проверяют только прочность крепления проводов к клеммам. Особое внимание обращают, на соединение реле-регулятора с массой.

Если после промывки и закрепления проводов в цепи генератор — реле — регулятор контрольная лампа не сигнализирует о восстановлении нормальной работы генератора, то требуется отдельно проверить генератор и реле-регулятор.

Проверка генератора. Для проверки генераторов Г-11А (рис. 95, а), Г-401 и Г-36М1 (рис. 95, б) клемму Ш соединяют непосредственно с массой плавкой перемычкой 1 из тонкой проволочки многожильного провода. При проверке генераторов Г-35 и Г-36 (рис. 95, в) мотоциклов старых моделей плавкую перемычку 1 устанавливают между кледшами Я и Ш. На время проверки отсоединяют провода от клемм генераторов. К клемме Я и к массе всех рассматриваемых генераторов присоединяют проверочную лампу 2 нитью большой мощности, например лампу дальнего света 32 Вт. Если лампа не загорится при большом числе оборотов якоря, то это означает, что генератор неисправен и его неисправность не связана ни с работой реле, ни с работой регулятора.

Если лампа загорится, то, следовательно, неисправен реле-регулятор или провода, соединяющие его с генератором.

Проверка и регулировка реле-регуляторов. У реле-регуляторов проверяют, не обгорели ли контакты реле обратного тока и регулятора напряжения. При необходимости контакты зачищают и соединяют реле-регулятор с генератором. Если после этого нормальная работа генератора не восстановится, требуется, соблюдая осторожность, отрегулировать реле-регулятор. Перед регулировкой иногда, в соответствии с указанием завода, требуется совершить короткую поездку на мотоцикле для достижения приборами рабочей темрературы и стабилизации напряжения.

Для регулировки реле-регулятора необходимы: вольтметр и амперметр (рис. 96). Кроме того, при выполнении этих работ должна быть отключена аккумуляторная батарея. Но при работе двигателя она должна питать систему зажигания. Поэтому на время регулировки реле-регулятора на мотоцикле желательно осуществить такое включение контрольных приборов, при котором потребление электроэнергии приборами зажигания не внесет искажений в результаты регулировки. Для этого рекомендуется вставлять между контактами реле обратного тока полоску картона. При этом аккумуляторная батарея отключается от генератора, но будет питать систему зажигания.

Регулировка реле-регуляторов РР-80 и РР-31

(указания даны применительно к реле-регулятору РР-30; в скобках приведены цифры, относящиеся к реле-регулятору РР-31)

Для регулировки регулятора напряжения нужно вынуть контрольную лампу генератора и вставить между контактами реле обратного тока полоску картона. При числе оборотов якоря генератора, равном 3000 в минуту, вольтметр должен показать напряжение 7,5-8,1 в (8,5 в).

Если после зачистки контактов напряжение не соответствует требуемому, следует отрегулировать его вращением рифленой гайки на винте 11 (см. рис. 87). При завертывании гайки напряжение увеличивается.

Со временем механическая регулировка регулятора напряжения может нарушиться, и ее следует восстановить. У регулятора зазор между разомкнутыми контактами, составляет 0,5 ± 0,3 мм (0,6 ± 0,2 мм); зазор между электромагнитом и якорьком 1,7 ±0,2 мм (1,6 ±0,3 мм). Зазоры регулируют перемещением упорной рамки 9 при ослабленных винтах.

Перед регулировкой реле обратного тока надо вынуть вставленную (при регулировке регулятора напряжения) между контактами реле полоску картона. Для реле-регулятора обоих типов напряжение включения-реле составляет 6,2-6,8 в.

Для регулировки требуется плавно увеличивать число оборотов коленчатого вала двигателя. В момент смыкания контактов стрелка вольтметра вздрогнет. При регулировке подгибают упор 2 якорька, а для изменения натяжения пружины якорька подгибают крепящую ее пластинку 1. Обратный ток выключения реле оставляет 0,5- 3,5 а. При уменьшении числа оборотов коленчатого вала от средних до минимальных стрелка амперметра, отклонявшаяся во время зарядки вправо, переместится к нулю, затем отклонится кратковременно влево, в сторону, соответствующую разрядке, и опять встанет на, нуль. При неисправном, реле стрелка отклоняется влево за указанные пределы допустимого обратного тока или остается отклоненной в сторону, соответствующую разрядке. Уменьшение обратного тока в основном достигается натяжением пружины якорька и поднятием вверх неподвижного контакта путем выпрямления его стойки 5.

Механическая регулировка реле состоит в следующем: зазор между контактами 3, равный 0,75 ± 0,15 мм (0,75 ± 0,15 мм), устанавливают изгибанием стойки 5; зазор между электромагнитом и якорьком 0,5 ± 0,45 мм (0,5 ± 0,25 мм) изгибанием упора 2.

Зазор между ярмом и якорьком при сомкнутых контактах должен быть равен 0,2 мм.

У исправных генератора и реле-регулятора при токе 5,5 а (7 а) напряжение составляет 6,1-6,7 в (6,7-7 в). Для проверки тока, отдаваемого генератором, и регулировки реле-регулятора вместо аккумуляторной батареи включают нагрузочный реостат. Можно также включить, соответствующее количество ламп 12 в (лампы 6 в могут перегореть).

Регулировка реле-регулятора РР-302.

Прибор работает длительный срок, не требуя ни зачистки контактов, ни регулировки. При температуре окружающей среды и приборов (+20° С) напряжение, включения реле обратного тока 6,2-6,8 в; обратный ток выключения реле 0,5-3,5 а; напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения, 6,5-7 в.

Регулировка регулятора напряжения проверяется при токе нагрузки -10 а и числе оборотов якоря генератора 3000 в минуту. Механическая настройка этого регулятора аналогична настройке реле-регулятора РР-31А. Регулирование напряжения достигается измерением натяжения пружины 4 (см. рис. 89) якорька путем изгибания упора 5. пружины. При увеличении натяжения пружины напряжение повышается, а при ослаблении натяжения — уменьшается. Подгибать упор следует на малый угол с большой осторожностью, желательно длинным рычагом для более точного подбора необходимого усилия.

Регулировка реле-регулятора коробки электроприборов П-35

(описание дано применительно к генератору Г-36; цифры в скобках относятся к генератору Г-35).

Для регулировки регулятора напряжения (см. рис. 90) подключают вольтметр к клемме Я и к массе коробки электроприборов. Между контактами 8 и реле вставляют полоску картона. Затем включают зажигание и пускают двигатель. При работе двигателя со средним и большим числом оборотов вольтметр должен показать напряжение 7,3-7,5 в (7,1-7,3 в).

Если напряжение не соответствует требуемому, то осторожно зачищают контакты стальной пластинкой толщиной 0,1-0,2 -мм и шириной 4 мм или полоской мелкой стеклянной шкурки. Обычно после зачистки контактов восстанавливается нормальная работа регулятора. В противном случае для получения требуемого напряжения изменяют натяжение пружины 2 якорька 1 путем вращения винта 5. Если этого окажется недостаточно, то проверяют щупом зазор между полностью разомкнутыми контактами 4 регулятора; указанный зазор должен составлять 0,35-0,45 мм.

Для регулировки реле, обратного тока вынимают ранее вставленную между контактами полоску картона. Между клеммой 30 и проводкой включают амперметр.

Перед регулировкой в случае необходимости защищают обгоревшие контакты.

Для проверки напряжения включения реле плавно увеличивают число оборотов коленчатого вала двигателя; при этом стрелка вольтметра начинает перемещаться по шкале и в момент смыкания контактов слегка вздрогнет. Включение реле должно произойтй при напряжений 6,0-6,4В.

Если напряжение, при котором включается реле, не соответствует указанному, то изменяют натяжение пружины -11 изгибанием упора-ушка нижнего угольника 9. В случае неполучения требуемого напряжения включения регулируют зазоры между контактами 8 реле, а также зазоры между ярмом и заклепкой на якорьке 10. Зазор между контактами 8 должен быть равен 0,35- 0,45 мм, а между ярмом и якорьком 0,6-0,7 мм. Для восстановления правильного зазора между ярмом и якорьком 10 отвертывают два винта 6 верхней планки и перемещают нижний угольник 9 реле.

Чтобы восстановить правильный зазор между контактами 8, перемещают верхний угольник 7, следя за тем, чтобы не сместился нижний угольник 9. После восстановления правильных зазоров винты завертывают и снова регулируют реле, изменяя натяжение пружины 11.

Обратный ток выключения реле не должен превышать 3,5А. По отклонению стрелки амперметра влево в сторону, соответствующую разрядке, отмечают, какой ток потребляет катушка зажигания. Предположим, что стрелка, отклонившись влево, покажет 3 А (эту величину учитывают при дальнейшем измерении). Затем увеличивают и медленно уменьшают число оборотов коленчатого вала двигателя.

Стрелка амперметра, отклонившаяся сначала в сторону, соответствующую, зарядке, постепенно будет возвращаться к нулю, а при малом числе оборотов кратковременно отклонится на большое расстояние влево и остановится около нуля. Величина тока при максимальном кратковременном отклонении стрелки влево за вычетом величины тока, потребляемого системой зажигания (3 А), и есть величина обратного тока. Если обратный ток большой, то для уменьшения его усиливают натяжение пружины якорька и увеличивают зазор между заклепкой и ярмом.

Регулировка двухступенчатых реле-регуляторов мотоциклов И Ж «Юпитер».

Реле-регулятор СБ-32, устанавливаемый отдельно или в коробке электроприборов (у мотоциклов прежних выпусков), работает с генератором Г-36М (Г-36М1 и Г-36М2).

Регулировку реле обратного тока производят так же, как реле обратного тока коробки электроприборов П-35 (значения напряжения, тока и зазоров такие же, как и для генератора Г-36 и реле-регулятора этой коробки).

Для регулировки регулятора напряжения (см. рис. 91) подключают вольтметр к клемме Я и к массе. Между контактами. реле вставляют полоску картона. Затем пускают двигатель. При средних и больших числах оборотов напряжение должно быть в пределах 7,3-7,8 в. Если напряжение не соответствует требуемому, то осторожно зачищают контакты стальной пластинкой толщиной не более 0,1 .мм. Если после зачистки контактов не получается требуемого напряжения, то его регулируют изменением натяжения пружины якорька, для чего подгибают ушко верхнего угольника. При увеличении натяжения пружины напряжение возрастает. Запрещается зачищать контакты и подгибать ушко при работающем двигателе.

Нормальная работа регулятора напряжения может быть достигнута только при соблюдении установочных зазоров: O,1- 0,15 мм между .контактами и 0,9-1,1 мм между якорьком и ярмом регулятора напряжения, 0,35-0,45 мм между контактами и 0,6-0,7 мм между якорьком и ярмом реле обратного тока.

Регулировка двухступенчатого реле-регулятора ИЖ-РР1

производится аналогично регулировки реле-регулятора РР-302. Данные для регулировки следующие: зазор между контактами реле 0,25 мм; зазор между ярмом и якорьком 0,6-0,8 мм; зазор между, контактами регулятора 0,25-0,9 мм; зазор между ярмом и якорьком 0,9-1 мм.

Регулировка Г-образного реле-регулятора типа Бош.

При регулировке следует учесть, что один Г-образный якорек управляет работой пары контактов реле и двух пар контактов двухступенчатого регулятора (см. рис. 92).

Вторая особенность, которую надо принимать во внимание, состоит в том, что контакты реле после смыкания прижимаются один к другому не под действием электромагнита, как у всех реле, а под действием пружины нижнего контакта реле, вследствие чего при ослаблении пружины контрольная лампа генератора не гаснет, а горит тускло.

Для предварительной проверки реле производят следующее. Нажимая пальцем на якорек, приближают его к электромагниту. При этом сначала должны сомкнуться контакты реле, потом должны разомкнуться двухсторонний и нижний контакты регулятора, а затем замкнуться — двухсторонний и верхний контакты. Правильная последовательность замыкания и размыкания контактов, установленная заводом, нарушается при разборке прибора и сильном выгорании контактов и восстанавливается путем установки зазоров между электромагнитом и якорьком и между контактами.

Ниже приводятся некоторые регулировочные данные реле-регулятора типа 02-9400.03 мотоциклов Ява.

Приведенные данные можно проверить на мотоцикле. Для этого требуется отсоединить от клеммы 51 реле-регулятора провод 18 (см. рис. 92), подключить к клемме и к массе вольтметр и пустить двигатель. Постепенно увеличивая число оборотов коленчатого вала двигателя, надо следить за показаниями вольтметра. Напряжение должно быть в пределах 7-8 в. Напряжение регулируют гайкой 19 при завертывании гайки напряжение увеличится, а при отвертывании уменьшается. Рекомендуется прежде сделать на пружине двухстороннего контакта и на гайке 19 метки, так как повертывание ее даже на небольшой угол (примерно 30°) существевно изменит напряжение.

Если реле-регулятор подвергался частичной разборке, то перед регулировкой рекомендуется проверить зазоры при притянутом (рис. 97, а) и не притянутом (рис. 97, б) якорьке. Зазор (2,4 мм) между торцом электромагнита и нижним краем якорька регулируют подгибанием упора 9 (см. рис. 92), ограничивающего его отхода зазор (0,25-0,35 мм) между контактами реле регулируют перемещением нружины 26 подвижного контакта при ослабленном винте 21 или подпиливанием острия ее загнутого края. Зазор (0,18-0,25 мм) между двухсторонним контактом и верхним контактом регулируют перемещением латунной стойки 13. После смыкания контактов реле обратного тока, до начала работы регулятора напряжения, т. е. при упоре вертикальной стойки 25 в регулировочный винт 17, между острием пружины 26 и горизонтальным плечом якорька должен образоваться зазор 0,2 мм. Данные для регулировки реле-регулятора мотоцикла «Панония» следующие:

Г-образные реле-регуляторы мотоциклов Ява могут работать при любой полярности включения аккумуляторной батареи на массу. Однако у реле-регуляторов, выпущенных до 1956 г. при включении на массу отрицательного зажима батареи обгорание контактов происходит быстрее. Реле-регуляторы типа Бош рассчитаны на включение на массу отрицательного зажима аккумуляторной батареи.

Сайт Никонова Яна и Алексея Кабенкина.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить